Конституция человека как психологическая норма Автор: А.Ю. Култаев, врач-невропатолог
Я хочу начать со слов одного из пионеров психосоматики Виктора фон Вайцзеккера, который рекомендовал врачам постоянно задавать себе вопрос по поводу того или иного симптома: «Почему именно сейчас? Почему именно здесь?».
Действительно, ПОЧЕМУ?
Осознанный интерес к психосоматике у меня появился примерно 15 лет назад. И довольно скоро я четко понял: если искать ответ на этот вопрос отдельно по поводу КАЖДОГО симптома, то свет в конце моего тоннеля появится очень нескоро. А, скорее всего, я его просто не успею увидеть. Мне была нужна СИСТЕМА, которая давала бы ответы на все или хотя бы на многие вопросы. И я ее нашел. Это система конституционального типирования и китайская медицина.
Но сначала немного о моем видении самой психосоматики и ее основной проблемы – отсутствия четко обозначенной психосоматической нормы.
Символично, что Википедия определяет психосоматику как направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Вся история ее развития это поиск связей между определенными болезнями и психотравмами. Одновременно негласно подразумевается, что наше тело является как бы пассивным «запоминающим элементом», накапливающим в себе информацию о прошлых психотравмах и конфликтах. Этим оно деформирует себя, и так появляются различные болезни. Отчасти метафора «запоминающего элемента» справедлива и вполне работоспособна. Особенно для целей диагностики болезней и их лечения. Правда, если следовать логике данной концепции, получается, что вся наша жизнь – это сплошная история болезни, а психосоматика занимается практически чистой патологией, и ее смело можно переименовывать в патологическую психосоматику.
Впрочем, имеет место и другая крайность. Судите сами, на сегодняшний день признаны достоверно психосоматическими всего лишь семь заболеваний: 1. пептическая язва 2. бронхиальная астма 3. язвенный колит 4. ревматоидный артрит 5. артериальная гипертония 6. нейродермит 7. гипертиреоз.
Вы верите, что психосоматических заболеваний лишь семь? Лично я нет! Но и с этими «священными коровами» психосоматики не все ясно. Сама связь между психикой и этими заболеваниями статистически достоверна, но этот факт совершенно не объясняет, почему эта связь сработала, и какие связи еще могут сработать. Кроме этих вопросов, есть и другие:
Если психотравмы формируют болезни, то что же формирует наше здоровье?
На что, собственно, накладываются психотравмы прошлого?
Каков этот запоминающий психотравмы субстрат изначально? Почему внешне похожие люди часто демонстрируют одинаковые формы поведения? Почему на один и тот же стресс-фактор люди реагируют по-разному? И можно ли прогнозировать эту реакцию?
Почему целые букеты внешне независимых болячек, досаждавших годами, вдруг перестают беспокоить только потому, что в голове их «владельца» изменилось отношение к жизни?
Подобных вопросов множество. А какая-либо цельная и вразумительная объяснительная модель связей между физиологическими и психическими процессами, работающая и в норме, и при патологии в психосоматике пока отсутствует.
Однако необходимые для психосоматики объяснительные модели, на мой взгляд, есть в традиционной китайской медицине, которая всегда была и есть холистичной. Она никогда не разделяла тело и психику. Наибольший интерес среди этих моделей представляет модель У-Син.
Следует сказать, что эта модель является скорее натурфилософской моделью понимания мира и медицина это всего лишь один из аспектов ее практического применения. В частности, китайская медицина использует ее для объяснения сетевого взаимодействия внутренних органов друг с другом, для описания порядка протекания физиологических и энергетических процессов. Знание законов У-Син позволяет врачу понимать место и последовательность появления симптомов у пациента, прогнозировать течение болезни.
А ведь именно об этом рекомендовал задумываться врачу Вайцзеккер!
Еще более интересные аспекты модели У-Син кроются в системе конституциональных типов. Чтобы полностью оценить важность конституции для психосоматики, давайте уточним, что я имею в виду.
Прежде всего, определение самого термина:
конституция – это набор устойчивых телесных и психических особенностей организма, определяющих внешний облик, базовые черты характера, типичные способы реагирования на стандартные события, специфику мышления и физического здоровья.
Этот набор предопределен генетически и складывается на наследственной основе. В течение жизни он может претерпевать лишь некоторые чисто внешние трансформации, но не изменения по сути.
Например, если говорить о врожденной рыхлости тела, то она часто переходит в полноту или даже в ожирение.
Если же говорить о характере, то целеустремленный человек может стать агрессивным и совершенно неконструктивным.
А теперь внимание! Мы говорим об устойчивом наборе антропометрических и психологических показателей характерном для определенного типа конституции. Получается, что конституция это и есть норма!
Причем не одна единственная норма на всех, как моральный кодекс строителя коммунизма, а один из вариантов нормы. А еще – это вариант нормы не только для тела и его физиологии, но одновременно и для психики. Надо сказать, различных систем конституционального типирования в медицине и психологии наработано много. И все они создавались под конкретные задачи. Однако я утверждаю, что именно система конституций У-Син наиболее соответствует задачам психосоматики.
Почему?
Да именно потому, что модель У-Син активно используется в медицине. Это позволяет, используя ряд правил, с высокой вероятностью понимать, какие психологические проблемы влияют на имеющиеся физиологические симптомы. И наоборот, прогнозировать появление той или иной телесной симптоматики как результат хронических или кратковременных, но выраженных психо-эмоциональных реакций.
Проще говоря, в модели У-Син связи между психикой и телом фактически не вероятностные, а прямые!
Поэтому успешное разрешение психологического конфликта, травмы, делает возможным (если процесс не перешел в хронический) избавление от соответствующей телесной симптоматики. Справедливо и обратное, когда прицельное медицинское вмешательство дает пациенту ресурс для преодоления его психологических проблем.
Естественно, чтобы это стало возможным, врач и психотерапевт должны иметь общую понятийную базу и стратегию терапии. У нас в Харькове в течение примерно 10 лет постепенно сформировалась неформальная группа врачей и психотерапевтов, использующая в своей практике общие подходы и методы. Я называю это психосоматической технологией BIOsoft.
Почему технология? Потому что даже слепое повторение необходимых диагностических шагов дает положительный результат. А правильная диагностика важнейшее условие для выбора эффективной терапии. Однако цель технологии, конечно же, не в бездумном следовании инструкциям. Таких инструкций просто нет. Цель в истинном партнерстве врача и психолога, основанном на общем понимании пациента (а, к сожалению, зачастую они работают как лебедь, рак и щука).
Подробнее о конституциях У-Син, технологии BIOsoft и практике ее применения вы сможете узнать на сайте www.psychosoma.com.ua/
В завершение хочу сказать, что все компоненты психосоматической технологии BIOsoft – метод конституционального типирования, аппаратной пульсовой диагностики здоровья и психологического состояния человека, метод психосоматических соответствий У-Син – не являются тайной за семью печатями не только для врача, но и для психологов. Технологию можно осваивать и использовать в своей практике как целиком, так и по частям. Примером тому является наше харьковское неформальное объединение врачей и психотерапевтов. Важно, что этот подход с одной стороны дает психотерапевту много новых диагностических возможностей, а с другой – не отрицает ни один психотерапевтический инструментарий и метод.
Доклад прочитан на I научно-практической конференции по вопросам психосоматики «ПСИХОСОМАТИКА-ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДУШИ И ТЕЛА», которая состоялась 28-29 апреля 2012 года в г.Харькове.
Ссылка на первоисточник при цитировании обязательна.
8
Использование знания о конституции в архетипической концепции традиционной китайской медицины У-Син в процессе психокоррекции
Автор: Антошкина О.Г., психолог, семейный системный психотерапевт, обучающий психотер. по методу символдрамы
В процессе психокоррекции, психотерапии терапевт помогает смягчить имеющиеся в психике конфликты, помогает пациенту стать более адаптивным к условиям жизни. Психоанализ считает, что с помощью его подходов и средств можно корректировать патологию характера. Я хочу добавить, что цель психотерапии – это путь к себе. Это возможность вернуться к себе, стать собой. Сейчас в ряде изданий ведется обсуждение того, как жить не просто адаптивно, социализировавшись, но еще и счастливо. Счастье при этом понимается как возможность избавиться от чужих «программ»: родительских, социумных и т.п. и стать самим собой.
Но что же это значит - стать собой? Как это определяется? Как это узнать: кто я? Какой я? Как распознать, где мое, а где – не мое?
Для ответа на этот вопрос очень удачной, на мой взгляд, является категория конституции, а именно та, которая восходит к Традиционной китайской медицине (ТКМ). В основе конституционального подхода – архетипы, описанные в китайской натурфилософии и используемые в ТКМ, чьи каноны и достижения используются в медицине и современного Китая, и заинтересовывают все больше и западную медицину.
Что же такое - конституция? Я взяла самое современное определение из ВИКИПЕДИИ: КОНСТИТУЦИЯ - соматотип (соматическая конституция) - это, по сути, конституционный тип телосложения человека (см. Конституция человека), но это не только собственно телосложение, но и программа его будущего физического развития. Телосложение человека изменяется на протяжении его жизни, тогда как соматотип обусловлен генетически и является постоянной его характеристикой от рождения и до смерти. Возрастные изменения, различные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела, но не соматотип. Соматотип (соматическая конституция), определяемый на основании антропометрических измерений (соматотипирования), генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и особенностью обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонностью к определенным заболеваниям, а также психофизиологическими отличиями.
Почему же полезна, с моей точки зрения, эта категория для использования в психотерапевтическом процессе? Мне придает смелость утверждение Бориса Александровича Никитюка (1933-1998), российского анатома и антрополога, проф., чл.-корр. РАМН (1995), основоположника т.н. «интегративной» антропологии:
«конституция – интегральная биопсихическая характеристика организма, лишенная географической приуроченности (надтерриториальная и, по всей видимости, надвременная)». [3,C.6] То есть, описанию конституций в ТКМ можно доверять, несмотря на то, что она восходит к архаичным временам. С другой стороны – категория конституции в ТКМ блестяще отвечает и принципу интегральности: диагностируя соматотип (что делается по внешним признакам), можно понимать и его психотип - психологические особенности человека: базовые черты характера, типичные способы реагирования на стандартные события, специфику мышления, базовые мотивы, базовые аффекты, предрасположенность к определенным видам деятельности, особенности целеполагания, основу внутренних конфликтов.
Используя эти знания в психотерапевтическом процессе, можно совершать функцию нормирования. Например, в семейной терапии в ситуации консультирования родителей можно рассказывать о конституции детей, об их психологических особенностях, которые являются врожденными, соответствующими конституции, а, значит, естественными и нормальными для данного ребенка; об особенностях взаимодействия членов семьи, имеющих ту или иную конституцию. Это актуально, поскольку самая частая история, с которой приходят на консультацию родители по поводу своих детей, состоит в том, что родители жалуются на то, что дети не такие, как хотелось бы: - «очень любят внимание, а это – нескромно»; -«хватаются за одно, потом перескакивают на другое, а нужно делать последовательно»: - много времени проводят в погруженном в себя состоянии, а правильно идти играть в футбол, общаться с другими детьми («какой-то он у нас нелюдимый!»)» - «командуют другими, а надо дружить на равных» и т.д. и т.п. В результате ребенок попадает в поле непрерывной критики, подвергается педагогическим воздействиям, направленным на «переделывание» его натуры, его конституциональных качеств, поскольку те черты характера, которые критикуются родителями, проявляются уже с раннего детства, и являются врожденными. Но если они не принимаются родителями, то позже и дети научаются не принимать их в себе. Ведь ребенок, в отличие от взрослого, не способен самостоятельно без поддержки заинтересованных в нем взрослых формировать позитивный образ самого себя, адекватную самооценку; поддерживать ее на стабильном уровне; успокаивать себя, если потерпел неудачу. Эти важные моменты для уверенного поведения человека в жизни могут сформироваться, только если рядом с ребенком понимающий, заботливый, заинтересованный, безусловно принимающий взрослый. И, тогда, задачей терапевтического процесса становится создание таких отношений между родителями и детьми, в которых родители понимают и принимают конституциональные особенности своих детей и выбирают такие средства воздействия на детей с целью их социализации, которые направляют врожденные способности и особенности детей на освоение окружающего мира и на поиск своего места в социуме без их угнетения, уничижения и неконструктивной критики.
В нашем терапевтическом опыте много семейных историй, которые можно свести к таким вариантам отношений: 1. родители недовольны детьми – дети стараются соответствовать требованиям родителей, но ничего не получается как бы они не старались, так как природа берет свое. В итоге - такие люди многие годы своей жизни проводят в попытках подстроиться под требования сначала родителей, потом окружающих. И если однажды возникает вопрос: Кто я? Какой я? – актуализируется внутриличностный конфликт; 2. родители недовольны, а дети защищаются, бунтуют, противоречат, протестуют, игнорируют слова родителей. Как следствие - сложные, иногда навсегда, родительско-детские отношения, и все равно дети вырастают в сомневающихся, не принимающих себя до конца людей.
Вполне понятно, что недовольство детьми – это выражение заботы и действия из самых добрых родительских побуждений. И, безусловно, большинство людей имеет ресурс прожить свою жизнь, что бы с ними не происходило в детстве. Но часто вопрос – в качестве этой жизни. И, как показывает наш опыт анализа биографий известных людей, самыми счастливыми, успешными оказываются те взрослые, кого: во-первых, в детстве родители принимали такими, какие те были, те есть с их врожденными особенностями (Татьяна Окуневская, Александр Калягин, Геннадий Хазанов, Татьяна Доронина, Хенри Дж. Хейнц и мн.др.); и, во-вторых, помогали развивать врожденные особенности и находить себе место в жизни именно с ними. Есть такое высказывание: за каждым великим человеком стоит великая мать. И отец. Эти матери и отцы сделали одновременно простую и сложную вещь – они приняли своих детей с их особенностями и не стали их переделывать по своему разумению, помогли им научиться жить с их особенностями среди других людей, и, в итоге, этим детям не пришлось тратить свои душевные силы на то, чтобы: - бороться с сомнениями: хорошие они или плохие, достойны успеха или нет; - решать проблемы поиска своего места в жизни. Как пример приведу эпизод из «Алых парусов» Александра Грина: когда юный Грей замазал краской стигматы на картине, изображавшей распятие, его суровый отец смог это понять и принять, не наказав мальчика и не лишив его уже проявившейся позиции, умения принимать решения и действовать в соответствии с ними.
Так что же мы призываем понять и принять в ребенке?
ПРИМЕР. Метро. Едут мама и сын. Сыну лет 5. Он то поет, то спрашивает, показывая на рекламу: «А что это?» То начинает подпрыгивать и раскачиваться из стороны в сторону. (При этом он никому не мешает, это все в рамках «приличий». Пацан выглядит очень активным и любознательным). Мама реагирует так: «Перестань петь – это некрасиво», «Не прыгай - это неправильно», «Закрой рот, молчи, ты много говоришь». Пацан перестает самовыражаться на секунду, а потом делает что-то опять. Он уже научился мамины команды пропускать мимо ушей, но что-то точно проникнет в его психологию из этих запретов и будет влиять на него позже! С точки зрения психолога мама в эти моменты больше заботится о себе, о своем имидже, и мало - о том, что нужно ее ребенку. Но таким образом угнетается генетическая природа ее ребенка. (Оговоримся – речь идет не об отсутствии воспитания! А о методах социализации экологичных для каждого отдельно взятого ребенка!)
Применяя конституциональную модель диагностируем: мальчик имеет контитуцию, которая в У-Син носит название «Огонь»: соответственно ему важны впечатления, он не может функционировать иначе, чем вбирая в себя как можно больше информации из внешнего мира; ему свойственны «скачки» внимания, его природа быстра и переменчива, как пламя костра. Как же экологично (любя ребенка) на него влиять, то есть и воспитывать (то есть социализировать, прививать полезные правила человеческого общежития) и в то же время сохранить все те особенности его природы (которые являются не более, не менее, а его ресурсами для решения задач ЕГО ЖИЗНИ!)? Понимающий естественную природу своего ребенка родитель будет направлять его активность в полезные русла путем переключения внимания на разные аспекты окружающего мира; путем создания вокруг ребенка мира, полного стимулов для того, чтобы было много впечатлений, чтобы появлялась привычка получать удовольствие от социально полезных и приемлемых занятий.
Семейную систему можно описать как общность людей с присущими им конституциями. И из таких сочетаний вытекают следующие варианты: 1. и родителям, и детям из одной семейной системы «повезло»: 1) сочетание конституций членов семьи изначально гармонично; 2) разные конституции, но родители принимают себя и своих детей такими, какие они есть; 2. «не повезло»: 1) сочетание конституций членов семьи изначально конфликтно, и родители не принимают особенностей своих детей и отличий их от себя (например, папа нуждается во впечатлениях и любит путешествовать, а сын – любит погружаться в глубь одной-двух проблем и для этого «пропадает» в книгах и Интернете); 2) конституции родителей «искажены» в результате того, что их родители их не принимали и переделывали их под принятые ими стандарты, и они переделывают своих детей, восприняв такие родительские паттерны по наследству.
Так вот, подводя промежуточный итог: понимая и принимая конституционально обоснованные психологические черты своего ребенка, родители имеют возможность выработать эффективную стратегию воспитания, основанную на понимании основных базовых мотивов поведения своего ребенка, аффектов, конфликтов, развивая сильные стороны его конституции и нивелируя слабые.
Если же нет, родители не принимают особенности природы ребенка – это не просто непонимание между членами семьи. Это нечто то, что имеет уже отношение к теме нашей конференции, посвященной вопросам психосоматики. Оказалось, что «для психогенных заболеваний, т.е. неврозов и соматических функциональных расстройств невротического характера, Х. Шепанк (1991) в большом обзоре, посвященном результатам многолетнего исследования наследственности и среды, оценил значение компонентов дисперсии, что привело к следующим выводам: на первом месте стоят факторы наследственности - 30%, ранее развитие – 25% и 40% случаев имеет значение взаимодействие с окружающей средой в последующей жизни (детство, события жизни, социальные влияния, прочие)».[2,C.22]
В связи с приведенной статистикой становится особо весомым аргумент о том, что сейчас постоянно подчеркивается положительное влияние стойких и длительных отношений: привязанность как основной элемент психоаналитического лечения заняла в последние десятилетия место либидо. Высоко оценивается роль близких людей для развития ребенка и последующего становления его личности. А, используя категорию конституции, это означает помощь детям в освоении сильных сторон собственной конституции и нивелировании ее слабостей на фоне безусловного принятия врожденных особенностей детей.
Функция нормирования с помощью предоставления информации о конституции, помогает в терапевтическом процессе и тем, кто вырос, столкнулся с проблемой идентичности и уже сам пошел к психотерапевту. Когда пациенты узнают про свои объективно существующие конституциональные психологические предрасположенности, это часто снимает часть конфликтов в сфере отношений с близкими, средой, порожденных утверждениями последних о неправильности пациента. Оказывается, что это среда – предвзятая, а я – нормален в своих реакциях! Они, эти реакции, мотивы, цели - природные, проверенные эволюцией, они зашиты во мне, это – моя база, моя суть! Это добавляет оптимизма, позволяет уверовать в правоту своих ощущений, в которых ребенок начал давно сомневаться, отдавая право на правоту своим близким и развивая ложное ЭГО, и понимая относительную правду тех, кто знает что правильно, что неправильно, как правильно реагировать, как неправильно и т.п. Это добавляет оптимизма в жизнь отдельного человека, отношения детей и родителей, отношения супругов. Это может служить и критерием в терапевтическом процессе: когда пациент начинает спонтанно говорить о мотивах, паттернах и т.п., свойственных его конституции, терапевт может строить гипотезы о том, что пациент «вернулся к себе».
Как ни странно, но отход от собственной конституции, отрицание ее порождает не только психологические проблемы: например, отказавшись от своих мотивов («быть первым» или «быть лучшим»), невозможно освоит чужие (например, родительские: «помогать другим») настолько, чтобы решать с их помощью задачи своей жизни. Это, как мы наблюдали, становится причиной и соматических заболеваний.
Все больше подтверждений этому положению находится в рамках психонейроиммуннологии: с одной стороны Роберт Адер (введший понятие психонейроиммунологии) в ряде экспериментов на крысах впервые обнаружил обусловленность (кондиционированность) иммунной системы и возможность влияния на нее опосредованных через центральную систему процессов обучения и приобретения опыта (1975,1982, 1991). С другой стороны доказано тесное переплетение и взаимозависимость трех регуляторных систем человеческого организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервной, эндокринной и иммунной, что констатировано в экспериментальных и клинических исследованиях. В частности благодаря связи между лимбической системой и неокортексом, внешние события приобретают свою оценку и аффективную окраску. В зависимости от того, какие будут это внешние события, будет зависеть и состояние иммунной системы. Если события (например, воспитательные воздействия на детей) вызывают негативные эмоции, сомнение в себе, своих чувствах, действиях – это будет угнетать иммунную систему и приводить к заболеваниям, которые так же можно прогнозировать на основании понимания соматотипа пациента. То есть, анализируя сочетание соматотипа (предрасположенность), факторов внешней среды (ситуация), личности пациента можно понимать природу и историю заболевания и создавать программу коррекции, воздействуя или только на его психологическую природу, или на соматическую и психологическую начала одновременно.
«Интегративный характер конституциологии возвращает нас к целостной человеческой индивидуальности, в которой личность и ее конституция органически взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга духовными и телесными особенностями». [1,C.6]
Таким образом, из понятия конституции вытекают и решения задачи психосоматической медицины, которая состоит в том, «чтобы найти связь между психологическими показателями переживаний и поведения и соматическими процессами и полученную картину использовать в терапевтических целях».[2,C.19]
И, наконец, знание о соматотипах гуманно! Оно способно гуманизировать отношения между людьми, так как знание о том, что в человеке хорошо, а что нехорошо объективируется и исходит из чего-то большего, чем отдельный человек, например, эволюции!
Использованная литература: 1. Боев И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений : монография / И.В. Боев, Я.Л. Обухов. – Ставрополь : Сервисшкола, 2009. - 167с. 2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк.учебн./Пер.с нем. Г.А.Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с. 3. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. - М.: ФОН, 1996. - 220 с.
Доклад прочитан на I научно-практической конференции по вопросам психосоматики «ПСИХОСОМАТИКА-ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДУШИ И ТЕЛА», которая состоялась 28-29 апреля 2012 года в г.Харькове. Доклад прочитан на I научно-практической конференции по вопросам психосоматики Ссылка на первоисточник при цитировании обязательна.
|