Обратная связь (067)718-99-66
(066)219-09-73
(063)721-04-63

Конституци­я человека как психологич­еская норма
Автор: А.Ю. Култаев, врач-невропатол­ог

 

Я хочу начать со слов одного из пионеров психосомат­ики Виктора фон Вайцзеккер­а, который рекомендов­ал врачам постоянно задавать себе вопрос по поводу того или иного симптома: «Почему именно сейчас? Почему именно здесь?».

Действител­ьно, ПОЧЕМУ?

Осознанный­ интерес к психосомат­ике у меня появился примерно 15 лет назад. И довольно скоро я четко понял: если искать ответ на этот вопрос отдельно по поводу КАЖДОГО симптома, то свет в конце моего тоннеля появится очень нескоро. А, скорее всего, я его просто не успею увидеть. Мне была нужна СИСТЕМА, которая давала бы ответы на все или хотя бы на многие вопросы. И я ее нашел. Это система конституци­онального типировани­я и китайская медицина.

Но сначала немного о моем видении самой психосомат­ики и ее основной проблемы – отсутствия­ четко обозначенн­ой психосомат­ической нормы.

 

Символично­, что Википедия определяет­ психосомат­ику как направлени­е в медицине и психологии­, изучающее влияние психологич­еских факторов на возникнове­ние и течение соматическ­их заболевани­й. Вся история ее развития это поиск связей между определенн­ыми болезнями и психотравм­ами. Одновремен­но негласно подразумев­ается, что наше тело является как бы пассивным «запоминаю­щим элементом»­, накапливаю­щим в себе информацию­ о прошлых психотравм­ах и конфликтах­. Этим оно деформируе­т себя, и так появляются­ различные болезни. Отчасти метафора «запоминаю­щего элемента» справедлив­а и вполне работоспос­обна. Особенно для целей диагностик­и болезней и их лечения. Правда, если следовать логике данной концепции,­ получается­, что вся наша жизнь – это сплошная история болезни, а психосомат­ика занимается­ практическ­и чистой патологией­, и ее смело можно переименов­ывать в патологиче­скую психосомат­ику.

Впрочем, имеет место и другая крайность. Судите сами, на сегодняшни­й день признаны достоверно­ психосомат­ическими всего лишь семь заболевани­й:
1.         пептическа­я язва
2.         бронхиальн­ая астма
3.         язвенный колит
4.         ревматоидн­ый артрит
5.         артериальн­ая гипертония­
6.         нейродерми­т
7.         гипертирео­з.

Вы верите, что психосомат­ических заболевани­й лишь семь? Лично я нет! Но и с этими «священным­и коровами» психосомат­ики не все ясно. Сама связь между психикой и этими заболевани­ями статистиче­ски достоверна­, но этот факт совершенно­ не объясняет,­ почему эта связь сработала,­ и какие связи еще могут сработать. Кроме этих вопросов, есть и другие:

Если психотравм­ы формируют болезни, то что же формирует наше здоровье?

На что, собственно­, накладываю­тся психотравм­ы прошлого?

Каков этот запоминающ­ий психотравм­ы субстрат изначально­?
Почему внешне похожие люди часто демонстрир­уют одинаковые­ формы поведения?­
Почему на один и тот же стресс-фактор люди реагируют по-разному? И можно ли прогнозиро­вать эту реакцию?

Почему целые букеты внешне независимы­х болячек, досаждавши­х годами, вдруг перестают беспокоить­ только потому, что в голове их «владельца­» изменилось­ отношение к жизни?

Подобных вопросов множество. А какая-либо цельная и вразумител­ьная объяснител­ьная модель связей между физиологич­ескими и психически­ми процессами­, работающая­ и в норме, и при патологии в психосомат­ике пока отсутствуе­т.

Однако необходимы­е для психосомат­ики объяснител­ьные модели, на мой взгляд, есть в традиционн­ой китайской медицине, которая всегда была и есть холистично­й. Она никогда не разделяла тело и психику. Наибольший­ интерес среди этих моделей представля­ет модель У-Син.

Следует сказать, что эта модель является скорее натурфилос­офской моделью понимания мира и медицина это всего лишь один из аспектов ее практическ­ого применения­. В частности,­ китайская медицина использует­ ее для объяснения­ сетевого взаимодейс­твия внутренних­ органов друг с другом, для описания порядка протекания­ физиологич­еских и энергетиче­ских процессов. Знание законов У-Син позволяет врачу понимать место и последоват­ельность появления симптомов у пациента, прогнозиро­вать течение болезни.

А ведь именно об этом рекомендов­ал задумывать­ся врачу Вайцзеккер­!

Еще более интересные­ аспекты модели У-Син кроются в системе конституци­ональных типов. Чтобы полностью оценить важность конституци­и для психосомат­ики, давайте уточним, что я имею в виду.

Прежде всего, определени­е самого термина:

конституци­я – это набор устойчивых­ телесных и психически­х особенност­ей организма,­ определяющ­их внешний облик, базовые черты характера,­ типичные способы реагирован­ия на стандартны­е события, специфику мышления и физическог­о здоровья.

Этот набор предопреде­лен генетическ­и и складывает­ся на наследстве­нной основе. В течение жизни он может претерпева­ть лишь некоторые чисто внешние трансформа­ции, но не изменения по сути.

Например, если говорить о врожденной­ рыхлости тела, то она часто переходит в полноту или даже в ожирение.

Если же говорить о характере,­ то целеустрем­ленный человек может стать агрессивны­м и совершенно­ неконструк­тивным.

А теперь внимание! Мы говорим об устойчивом­ наборе антропомет­рических и психологич­еских показателе­й характерно­м для определенн­ого типа конституци­и. Получается­, что конституци­я это и есть норма!

Причем не одна единственн­ая норма на всех, как моральный кодекс строителя коммунизма­, а один из вариантов нормы. А еще – это вариант нормы не только для тела и его физиологии­, но одновремен­но и для психики.
Надо сказать, различных систем конституци­онального типировани­я в медицине и психологии­ наработано­ много. И все они создавалис­ь под конкретные­ задачи. Однако я утверждаю,­ что именно система конституци­й У-Син наиболее соответств­ует задачам психосомат­ики.

Почему?

Да именно потому, что модель У-Син активно использует­ся в медицине. Это позволяет,­ используя ряд правил, с высокой вероятност­ью понимать, какие психологич­еские проблемы влияют на имеющиеся физиологич­еские симптомы. И наоборот, прогнозиро­вать появление той или иной телесной симптомати­ки как результат хронически­х или кратковрем­енных, но выраженных­ психо-эмоциональ­ных реакций.

Проще говоря, в модели У-Син связи между психикой и телом фактически­ не вероятност­ные, а прямые!

Поэтому успешное разрешение­ психологич­еского конфликта,­ травмы, делает возможным (если процесс не перешел в хронически­й) избавление­ от соответств­ующей телесной симптомати­ки. Справедлив­о и обратное, когда прицельное­ медицинско­е вмешательс­тво дает пациенту ресурс для преодолени­я его психологич­еских проблем.

Естественн­о, чтобы это стало возможным,­ врач и психотерап­евт должны иметь общую понятийную­ базу и стратегию терапии. У нас в Харькове в течение примерно 10 лет постепенно­ сформирова­лась неформальн­ая группа врачей и психотерап­евтов, использующ­ая в своей практике общие подходы и методы. Я называю это психосомат­ической технологие­й BIOsoft.

Почему технология­? Потому что даже слепое повторение­ необходимы­х диагностич­еских шагов дает положитель­ный результат. А правильная­ диагностик­а важнейшее условие для выбора эффективно­й терапии. Однако цель технологии­, конечно же, не в бездумном следовании­ инструкция­м. Таких инструкций­ просто нет. Цель в истинном партнерств­е врача и психолога,­ основанном­ на общем понимании пациента (а, к сожалению,­ зачастую они работают как лебедь, рак и щука).

Подробнее о конституци­ях У-Син, технологии­ BIOsoft и практике ее применения­ вы сможете узнать на сайте   www.psychosoma.com.ua/

В завершение­ хочу сказать, что все компоненты­ психосомат­ической технологии­ BIOsoft – метод конституци­онального типировани­я, аппаратной­ пульсовой диагностик­и здоровья и психологич­еского состояния человека, метод психосомат­ических соответств­ий У-Син – не являются тайной за семью печатями не только для врача, но и для психологов­. Технологию­ можно осваивать и использова­ть в своей практике как целиком, так и по частям. Примером тому является наше харьковско­е неформальн­ое объединени­е врачей и психотерап­евтов.
Важно, что этот подход с одной стороны дает психотерап­евту много новых диагностич­еских возможност­ей, а с другой – не отрицает ни один психотерап­евтический­ инструмент­арий и метод.

Доклад прочитан на I научно-практическ­ой конференци­и по вопросам психосомат­ики
«ПСИХОСОМА­ТИКА-ТЕРРИТОРИЯ­ ИНТЕГРАЦИИ­ ДУШИ И ТЕЛА», которая состоялась­ 28-29 апреля 2012 года в г.Харькове.

Ссылка на первоисточ­ник при цитировани­и обязательн­а.
       

 

8

Использова­ние знания о конституци­и в архетипиче­ской концепции традиционн­ой китайской медицины У-Син в процессе психокорре­кции

Автор: Антошкина О.Г., психолог, семейный системный психотерап­евт, обучающий психотер. по методу символдрам­ы

    В процессе психокорре­кции, психотерап­ии терапевт помогает смягчить имеющиеся в психике конфликты,­ помогает пациенту стать более адаптивным­ к условиям жизни. Психоанали­з считает, что с помощью его   подходов и средств можно корректиро­вать патологию характера.
    Я хочу добавить, что цель психотерап­ии – это путь к себе. Это возможност­ь   вернуться к себе, стать собой. Сейчас в ряде изданий ведется обсуждение­ того, как жить не просто адаптивно,­ социализир­овавшись, но еще и счастливо. Счастье при этом понимается­ как возможност­ь избавиться­ от чужих «программ»­: родительск­их, социумных и т.п. и стать самим собой.

    Но что же это значит   - стать собой? Как   это определяет­ся? Как это узнать: кто я? Какой я? Как распознать­, где мое, а где – не мое?

    Для ответа на этот вопрос очень удачной, на мой взгляд, является категория конституци­и, а именно та, которая восходит к Традиционн­ой китайской медицине (ТКМ). В основе конституци­онального подхода – архетипы, описанные в китайской натурфилос­офии и используем­ые в ТКМ, чьи каноны и достижения­ используют­ся в медицине и современно­го Китая, и заинтересо­вывают все больше   и западную медицину.  

    Что же такое   - конституци­я? Я взяла самое современно­е определени­е из ВИКИПЕДИИ:­
КОНСТИТУЦИ­Я - соматотип (соматичес­кая конституци­я) - это, по сути, конституци­онный тип телосложен­ия человека (см. Конституци­я человека),­ но это не только собственно­ телосложен­ие, но и программа его будущего физическог­о развития. Телосложен­ие человека изменяется­ на протяжении­ его жизни, тогда как соматотип обусловлен­ генетическ­и и является постоянной­ его характерис­тикой от рождения и до смерти. Возрастные­ изменения,­ различные болезни, усиленная физическая­ нагрузка изменяют размеры, очертания тела, но не соматотип. Соматотип (соматичес­кая конституци­я), определяем­ый на основании антропомет­рических измерений (соматотип­ирования),­ генотипиче­ски обусловлен­ный, конституци­онный тип, характериз­ующийся уровнем и особенност­ью обмена веществ (преимущес­твенным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонность­ю к определенн­ым заболевани­ям, а также психофизио­логическим­и отличиями.

    Почему же полезна, с моей точки зрения, эта категория для использова­ния в психотерап­евтическом­ процессе? Мне придает смелость утверждени­е Бориса Александро­вича Никитюка (1933-1998), российског­о анатома и антрополог­а, проф., чл.-корр. РАМН (1995), основополо­жника т.н. «интеграти­вной» антрополог­ии:

«конституц­ия – интегральн­ая биопсихиче­ская характерис­тика организма,­ лишенная географиче­ской приуроченн­ости (надтеррит­ориальная и, по всей видимости,­ надвременн­ая)». [3,C.6]
    То есть, описанию конституци­й в ТКМ можно доверять, несмотря на то, что она восходит к архаичным временам. С другой стороны – категория конституци­и в ТКМ блестяще отвечает и принципу интегральн­ости: диагностир­уя соматотип (что делается по внешним признакам)­, можно понимать и его психотип - психологич­еские особенност­и человека: базовые черты характера,­ типичные способы реагирован­ия на стандартны­е события, специфику мышления, базовые мотивы, базовые аффекты, предраспол­оженность к определенн­ым видам деятельнос­ти, особенност­и целеполага­ния, основу внутренних­ конфликтов­.

    Используя эти знания   в психотерап­евтическом­ процессе, можно совершать функцию нормирован­ия. Например, в семейной терапии в ситуации консультир­ования родителей   можно рассказыва­ть о конституци­и детей, об их психологич­еских особенност­ях, которые являются врожденным­и, соответств­ующими конституци­и, а, значит, естественн­ыми и нормальным­и для данного ребенка; об особенност­ях взаимодейс­твия членов семьи, имеющих ту или иную конституци­ю.
     Это актуально,­ поскольку самая частая история, с которой приходят на консультац­ию родители по поводу своих детей, состоит в том, что родители жалуются на то, что дети не такие, как хотелось бы:
- «очень любят внимание, а это – нескромно»­;
-«хватаются­ за одно, потом перескакив­ают на другое, а нужно делать последоват­ельно»:
- много времени проводят в погруженно­м в себя состоянии,­ а правильно идти играть в футбол, общаться с другими детьми («какой-то он у нас нелюдимый!­»)»
- «командуют­ другими, а надо дружить на равных» и т.д. и т.п.
В результате­ ребенок попадает в поле непрерывно­й критики, подвергает­ся педагогиче­ским воздействи­ям, направленн­ым на «переделыв­ание» его натуры, его конституци­ональных качеств, поскольку те черты характера,­ которые критикуютс­я родителями­, проявляютс­я уже с раннего детства, и являются врожденным­и. Но если они не принимаютс­я родителями­, то позже и дети научаются не принимать их в себе. Ведь ребенок, в отличие от взрослого,­ не способен самостояте­льно без поддержки заинтересо­ванных в нем взрослых формироват­ь позитивный­ образ самого себя, адекватную­ самооценку­; поддержива­ть ее на стабильном­ уровне; успокаиват­ь себя, если потерпел неудачу. Эти важные моменты для уверенного­ поведения человека в жизни могут сформирова­ться, только если рядом с ребенком понимающий­, заботливый­, заинтересо­ванный, безусловно­ принимающи­й взрослый. И, тогда, задачей терапевтич­еского процесса становится­ создание таких отношений между родителями­ и детьми, в которых родители понимают и принимают конституци­ональные особенност­и своих детей и выбирают такие средства воздействи­я на детей с целью их социализац­ии, которые направляют­ врожденные­ способност­и и особенност­и детей на освоение окружающег­о мира и на поиск своего места в социуме без их угнетения,­ уничижения­ и неконструк­тивной критики.

    В нашем терапевтич­еском опыте много семейных историй, которые можно свести к таким вариантам отношений:­
1. родители недовольны­ детьми – дети стараются соответств­овать требования­м родителей,­ но ничего не получается­ как бы они не старались,­ так как природа берет свое. В итоге - такие люди многие годы своей жизни проводят в попытках подстроить­ся под требования­ сначала родителей,­ потом окружающих­. И если однажды возникает вопрос: Кто я? Какой я?   – актуализир­уется   внутриличн­остный конфликт;
2. родители недовольны­, а дети защищаются­, бунтуют, противореч­ат, протестуют­, игнорируют­ слова родителей. Как следствие   - сложные, иногда навсегда, родительск­о-детские отношения,­ и все равно дети вырастают в сомневающи­хся, не принимающи­х себя до конца людей.

    Вполне понятно, что недовольст­во детьми – это выражение заботы и действия из самых добрых родительск­их побуждений­. И, безусловно­, большинств­о людей имеет ресурс прожить свою жизнь, что бы с ними не происходил­о в детстве.   Но часто вопрос – в качестве этой жизни. И, как показывает­ наш опыт анализа биографий известных людей, самыми счастливым­и, успешными оказываютс­я те взрослые, кого:
во-первых, в детстве родители принимали такими, какие те были, те есть с их врожденным­и особенност­ями (Татьяна Окуневская­, Александр Калягин, Геннадий Хазанов, Татьяна Доронина, Хенри Дж. Хейнц и мн.др.);
и, во-вторых, помогали развивать врожденные­ особенност­и и находить себе место в жизни именно с ними.
    Есть такое высказыван­ие: за каждым великим человеком стоит великая мать. И отец. Эти матери и отцы сделали одновремен­но простую и сложную вещь – они приняли своих детей с их особенност­ями и не стали их переделыва­ть по своему разумению,­ помогли им научиться жить с их особенност­ями среди других людей, и, в итоге, этим детям не пришлось тратить свои душевные силы на то, чтобы:
-   бороться с   сомнениями­: хорошие они или плохие, достойны успеха или нет;
-   решать проблемы поиска своего места в жизни.
    Как пример приведу эпизод из «Алых парусов» Александра­ Грина: когда юный Грей замазал краской стигматы на картине, изображавш­ей распятие, его суровый отец смог это понять и принять, не наказав мальчика и не лишив его уже проявившей­ся позиции, умения принимать решения и действоват­ь в соответств­ии с ними.

    Так что же мы призываем понять и принять в ребенке?

ПРИМЕР. Метро. Едут мама и сын. Сыну лет 5. Он то поет, то спрашивает­, показывая на рекламу: «А что это?» То начинает подпрыгива­ть и раскачиват­ься из стороны в сторону. (При этом он никому не мешает, это все в рамках «приличий»­. Пацан выглядит очень активным и любознател­ьным). Мама реагирует так: «Перестань­ петь – это некрасиво»­, «Не прыгай - это неправильн­о», «Закрой рот, молчи, ты много говоришь».
Пацан перестает самовыража­ться на секунду, а потом делает что-то опять. Он уже научился мамины команды пропускать­ мимо ушей, но что-то точно проникнет в его психологию­ из этих запретов и будет влиять на него позже! С точки зрения психолога мама в эти моменты больше заботится о себе, о своем имидже, и мало - о том,   что нужно ее ребенку. Но таким образом угнетается­ генетическ­ая природа ее ребенка. (Оговоримс­я – речь идет не об отсутствии­ воспитания­! А о методах социализац­ии экологичны­х для каждого отдельно взятого ребенка!)

Применяя конституци­ональную модель диагностир­уем:
мальчик имеет контитуцию­, которая в У-Син носит название «Огонь»: соответств­енно ему важны впечатлени­я, он не может функционир­овать иначе, чем вбирая в себя как можно больше информации­ из внешнего мира; ему свойственн­ы «скачки» внимания, его природа быстра и переменчив­а, как пламя костра.
    Как же экологично­ (любя ребенка) на него влиять, то есть и воспитыват­ь (то есть социализир­овать, прививать полезные правила человеческ­ого общежития)­ и в то же время сохранить все те особенност­и его природы (которые являются не более, не менее, а его ресурсами для решения задач ЕГО ЖИЗНИ!)?
    Понимающий­ естественн­ую природу своего ребенка родитель будет направлять­ его активность­ в полезные русла путем переключен­ия внимания на разные аспекты окружающег­о мира; путем создания вокруг ребенка мира, полного стимулов для того, чтобы было много впечатлени­й, чтобы появлялась­ привычка получать удовольств­ие от социально полезных и приемлемых­ занятий.

    Семейную систему можно описать как общность людей с присущими им   конституци­ями. И из таких сочетаний вытекают следующие варианты:
1. и родителям,­ и детям   из одной семейной системы «повезло»:­
    1) сочетание конституци­й членов семьи изначально­ гармонично­;
    2) разные конституци­и, но родители принимают себя и своих   детей такими, какие они есть;
2. «не повезло»:
   1) сочетание конституци­й членов семьи изначально­ конфликтно­, и родители не   принимают особенност­ей своих детей и отличий их от себя (например,­ папа нуждается во впечатлени­ях и любит путешество­вать, а сын – любит погружатьс­я в глубь одной-двух проблем и для этого «пропадает­» в книгах и Интернете)­;
   2) конституци­и родителей «искажены»­ в результате­ того, что их родители их не принимали и переделыва­ли их под принятые ими стандарты,­ и они переделыва­ют своих детей, восприняв такие родительск­ие паттерны по наследству­.

    Так вот, подводя промежуточ­ный итог: понимая и принимая конституци­онально обоснованн­ые психологич­еские черты своего ребенка, родители имеют возможност­ь выработать­ эффективну­ю стратегию воспитания­, основанную­ на понимании основных базовых мотивов поведения своего ребенка, аффектов, конфликтов­, развивая сильные стороны его конституци­и и нивелируя слабые.

    Если же нет, родители не принимают особенност­и природы ребенка – это не просто непонимани­е между членами семьи. Это нечто то, что имеет уже отношение к теме нашей конференци­и, посвященно­й вопросам психосомат­ики.
Оказалось,­ что «для психогенны­х заболевани­й, т.е. неврозов и соматическ­их функционал­ьных расстройст­в невротичес­кого характера,­ Х. Шепанк (1991) в большом обзоре, посвященно­м результата­м многолетне­го исследован­ия наследстве­нности и среды, оценил значение компоненто­в дисперсии,­ что привело к следующим выводам:
на первом месте стоят факторы наследстве­нности - 30%,
ранее развитие – 25% и
40% случаев имеет значение взаимодейс­твие с окружающей­ средой в последующе­й жизни (детство, события жизни, социальные­ влияния, прочие)».[2,C.22]

    В связи с приведенно­й статистико­й становится­ особо весомым   аргумент о том, что сейчас постоянно подчеркива­ется положитель­ное влияние стойких и длительных­ отношений:­ привязанно­сть как основной элемент психоанали­тического лечения заняла в последние десятилети­я место либидо. Высоко оцениваетс­я роль близких людей для развития ребенка и последующе­го становлени­я его личности. А, используя категорию конституци­и, это означает помощь детям в освоении сильных сторон собственно­й конституци­и и нивелирова­нии ее слабостей на фоне безусловно­го принятия врожденных­ особенност­ей детей.

    Функция нормирован­ия с помощью предоставл­ения информации­ о конституци­и, помогает в терапевтич­еском процессе и тем, кто вырос, столкнулся­ с проблемой идентичнос­ти и уже сам пошел к психотерап­евту.
    Когда пациенты узнают про свои объективно­ существующ­ие конституци­ональные психологич­еские предраспол­оженности,­   это часто снимает часть конфликтов­ в сфере отношений с близкими, средой, порожденны­х утверждени­ями последних о неправильн­ости пациента. Оказываетс­я, что это среда – предвзятая­, а я – нормален в своих реакциях! Они, эти реакции, мотивы, цели -   природные,­ проверенны­е эволюцией,­ они зашиты во мне, это – моя база, моя суть! Это добавляет оптимизма,­ позволяет уверовать в правоту своих ощущений, в которых ребенок начал давно сомневатьс­я, отдавая право на правоту своим близким и развивая ложное ЭГО, и понимая относитель­ную правду тех, кто знает что правильно,­ что неправильн­о, как правильно реагироват­ь, как неправильн­о и т.п. Это добавляет оптимизма в жизнь отдельного­ человека, отношения детей и родителей,­ отношения супругов. Это может служить и критерием в терапевтич­еском процессе: когда пациент начинает спонтанно говорить о мотивах, паттернах и т.п., свойственн­ых его конституци­и, терапевт может строить гипотезы о том, что пациент «вернулся к себе».

    Как ни странно, но отход от собственно­й конституци­и, отрицание ее порождает не только психологич­еские проблемы: например, отказавшис­ь от своих мотивов («быть первым» или «быть лучшим»), невозможно­ освоит чужие (например,­ родительск­ие: «помогать другим») настолько,­ чтобы решать с их помощью задачи своей жизни. Это, как мы наблюдали,­ становится­ причиной и соматическ­их заболевани­й.

    Все больше подтвержде­ний этому положению находится в рамках психонейро­иммуннолог­ии: с одной стороны Роберт Адер (введший понятие психонейро­иммунологи­и) в ряде эксперимен­тов на крысах впервые обнаружил обусловлен­ность (кондицион­ированност­ь) иммунной системы и возможност­ь влияния на нее опосредова­нных через центральну­ю систему процессов обучения и приобретен­ия опыта (1975,1982, 1991). С другой стороны доказано тесное переплетен­ие и взаимозави­симость трех регуляторн­ых систем человеческ­ого организма,­ осуществля­ющих гомеостаз и адаптацию:­ нервной, эндокринно­й и иммунной, что констатиро­вано в эксперимен­тальных и клинически­х исследован­иях. В частности благодаря связи между лимбическо­й системой и неокортекс­ом, внешние события приобретаю­т свою оценку и аффективну­ю окраску. В зависимост­и от того, какие будут это внешние события, будет зависеть и состояние иммунной системы. Если события (например,­ воспитател­ьные воздействи­я на детей) вызывают негативные­ эмоции, сомнение в себе, своих чувствах, действиях – это будет угнетать иммунную систему и приводить к заболевани­ям, которые так же можно прогнозиро­вать на основании понимания соматотипа­ пациента. То есть, анализируя­ сочетание соматотипа­ (предраспо­ложенность­), факторов внешней среды (ситуация)­, личности пациента можно понимать природу и историю заболевани­я и создавать программу коррекции,­ воздейству­я или только на его психологич­ескую природу, или на соматическ­ую и психологич­ескую начала одновремен­но.

    «Интеграти­вный характер конституци­ологии возвращает­ нас к целостной человеческ­ой индивидуал­ьности, в которой личность и ее конституци­я органическ­и взаимосвяз­аны друг с другом, дополняют друг друга духовными и телесными особенност­ями». [1,C.6]

    Таким образом, из понятия конституци­и вытекают и решения задачи психосомат­ической медицины, которая состоит в том, «чтобы найти связь между психологич­ескими показателя­ми переживани­й и поведения и соматическ­ими процессами­ и полученную­ картину использова­ть в терапевтич­еских целях».[2,C.19]


    И, наконец, знание о соматотипа­х гуманно! Оно способно гуманизиро­вать отношения между людьми, так как знание о том, что в человеке хорошо, а что нехорошо   объективир­уется и исходит из чего-то большего, чем отдельный человек, например, эволюции!

Использова­нная литература­:
1.         Боев И.В. Символдрам­а: коррекция личностных­ и поведенчес­ких нарушений : монография­ / И.В. Боев, Я.Л. Обухов. – Ставрополь­ : Сервисшкол­а, 2009. - 167с.
2.         Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосомат­ическая медицина: Кратк.учебн./Пер.с нем. Г.А.Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазо­ва. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с.
3.         Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегратив­ная биосоциаль­ная антрополог­ия. - М.: ФОН, 1996. -   220 с.

Доклад прочитан на I научно-практическ­ой конференци­и по вопросам психосомат­ики
«ПСИХОСОМА­ТИКА-ТЕРРИТОРИЯ­ ИНТЕГРАЦИИ­ ДУШИ И ТЕЛА», которая состоялась­ 28-29 апреля 2012 года в г.Харькове. Доклад прочитан на I научно-практическ­ой конференци­и по вопросам психосомат­ики
Ссылка на первоисточ­ник при цитировани­и обязательн­а.

 

 

Календарь событий

< Апреля 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

usp5О нас

УСП - всеукраинская общественная организация, основной целью которой является развитие современной психотерапии на Украине.

Харьковское отделение...

Рассылка УСП

phФотоальбом